2025-07-05
Рост числа отказов двигателей в современных промышленных условиях вызван не одним фактором, а скорее является результатом сочетания ряда тенденций и проблем.
I. Причины увеличения числа отказов двигателей
1. Ухудшение качества электроэнергии
Колебания напряжения и трёхфазный перекос: Сложность нагрузки сети (например, появление новых источников энергии и увеличение количества нелинейного оборудования) приводит к чрезмерным колебаниям амплитуды напряжения (±5%) и чрезмерному трёхфазному перекосу (>5%), что приводит к перегрузке двигателя по току, его нагреву и снижению эффективности.
Обрыв фазы: Старение или плохой контакт распределительных линий могут легко привести к обрыву фазы. При обрыве фазы ток оставшихся двух фаз внезапно увеличивается в 4–7 раз по сравнению с номинальным значением, ускоряя старение изоляции и даже перегорание обмотки.
2. Механические и экологические факторы Износ подшипников и дисбаланс ротора: Длительная работа с высокой нагрузкой или недостаточная смазка вызывают ненормальный шум и заклинивание подшипников, а дисбаланс ротора вызывает повышенную вибрацию, что влияет на срок службы двигателя. Плохое рассеивание тепла: Накопление пыли, засорение вентиляционных каналов или высокая температура окружающей среды приводят к снижению эффективности рассеивания тепла, а повышение температуры обмотки превышает стандарт (например, на каждые 10 ° C повышения срок службы изоляции сокращается вдвое).
3. Сложные условия эксплуатации Частые пуски-остановки и перегрузки: Современное оборудование предъявляет более высокие требования к частоте пусков-остановок и динамической реакции двигателей, а частый ударный ток (до 6-8 раз превышающий номинальный ток) приводит к накоплению тепловой усталости. Разнообразные типы нагрузок: Ненормальные нагрузки, такие как работа водяного насоса вхолостую и блокировка вентилятора, увеличивают механическую нагрузку на двигатель, и требуется более точная логика защиты.
4. Старение изоляции и отказ электрооборудования. Межвитковое короткое замыкание и замыкание на землю: Изоляционные материалы влажные, старые или пробой из-за перенапряжения вызывает частичный разряд, что приводит к короткому замыканию обмотки или замыканию на землю. Требуется мониторинг сопротивления изоляции и тока утечки в режиме реального времени.
II. Принципы выбора и типы устройств защиты двигателя
1. Соответствие мощности двигателя и условий эксплуатации: Для двигателей малой мощности можно выбрать экономичные тепловые реле, а для мощного или ключевого оборудования требуются интеллектуальные интегрированные устройства защиты.
Обширный функциональный охват: Необходимо охватывать основные типы неисправностей, такие как перегрузка, обрыв фазы, опрокидывание, дисбаланс, утечка и т. д., а также поддерживать многопараметрический мониторинг (ток, напряжение, температура).
Помехозащищенность и надежность: В промышленных условиях должны соблюдаться стандарты ЭМС (например, GB/T17626), а для обеспечения стабильности при высоких/низких температурах должны использоваться компоненты промышленного класса.
2. Распространенные типы защитных устройств и применимые сценарии
Тип | Особенности | Применимые сценарии | Типичные продукты |
Тепловое реле | Недорогая, надежная защита от перегрузки, но низкая чувствительность защиты от обрыва фазы, отсутствие функции мониторинга в реальном времени. | Обычные двигатели малой мощности, условия с нечастыми пусками и остановками | Тип JR36, серия ABBT |
Электронное реле максимального тока | Поддержка обратнозависимых характеристик времени, широкий диапазон уставок (3–4 Iном), отображение типа неисправности. | Случаи с большими колебаниями нагрузки, например, в шахтах и компрессорах | Серия UL-E2, автоматические выключатели Schneider серии M |
Интеллектуальная встроенная защита | Встроенные функции защиты, мониторинга и связи, поддержка протокола Modbus, возможность записи истории неисправностей. | Ключевое оборудование, автоматизированные производственные линии | Интеллектуальное интегрированное устройство защиты WDH-31-503K-100A, измерительно-регулирующее устройство D30M |
Защита с датчиком температуры | Твердотельные реле и устройства плавного пуска управляют пусковым током через тиристоры со встроенными модулями обнаружения заклинивания и утечек. | Мощные двигатели или блоки промышленного оборудования, требующие плавного пуска для снижения механических ударов | Автоматический выключатель Schneider ATS48, Eaton PKZMX |
Тип | Прямой контроль температуры обмотки (например, с помощью PTC-термистора) для предотвращения запаздывания токовой защиты. | Погружные насосы и компрессоры, требующие высокоточного контроля температуры | Серия JW9, тепловое реле типа SPB |
3. Схемы защиты в особых условиях эксплуатации
Высоковольтная/высокочастотная среда: используйте дифференциальную защиту (например, дифференциальное устройство генератора 9698) для предотвращения короткого замыкания между фазами обмотки статора.
Пожароопасная и взрывоопасная среда: используйте взрывозащищенную защиту в сочетании с контролем остаточного тока (порог 30 мА) для предотвращения возгорания из-за утечки.
Линия электроснабжения большой протяженности: настройте защиту от низкого напряжения (срабатывание 0,5–0,7 Un) для предотвращения недостаточного крутящего момента, вызванного работой при пониженном напряжении.
III. Тенденции развития устройств защиты
1. Интеллектуальные функции и интеграция: прогнозирование неисправностей с помощью алгоритма искусственного интеллекта (например, анализа тенденций износа подшипников) в сочетании с периферийными вычислениями для принятия локальных решений.
2. Высокоточная технология измерения: используйте пояс Роговского или оптоволоконный датчик тока для повышения точности измерения (±0,5%) и адаптации к сложной гармонической среде питания инвертора.
3. Подключение к облачной платформе: поддержка удаленного мониторинга 4G/5G и загрузка данных в облако в режиме реального времени для анализа энергоэффективности и управления состоянием.
Рост числа отказов электродвигателей обусловлен совокупным воздействием качества электроэнергии, механической нагрузки и факторов окружающей среды. Необходимо выбирать соответствующие устройства защиты в соответствии с конкретными условиями эксплуатации. Традиционные тепловые реле по-прежнему подходят для простых сценариев, в то время как интеллектуальные интегрированные устройства защиты стали основным трендом благодаря своей многофункциональной интеграции и коммуникационным возможностям. В будущем решения по защите, сочетающие в себе предиктивное обслуживание и технологии Интернета вещей, еще больше повысят надежность электродвигательных систем.